Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

МЫ ВМЕСТЕ ВАРИЛИСЬ В ОДНОМ КОТЛЕ ИСТОРИИ

Размышления крымского татарина о прошлом, настоящем и будущем

(Газета «Крымская правда» от 20 августа 2003 года)

Депутат Верховного Совета Крыма Лентун Безазиев - личность неординарная. Про таких, как он, поэт сказал: "Я с детства не любил овал, я с детства  угол рисовал". Немного найдется в нашем политбомонде руководителей, которые бы могли сравниться с Лентуном Романовичем по части умения (и смелости) врезать правду-матку невзирая на лица! Будучи хозяйственником до мозга костей, бывший первый вице-премьер правительства автономии тем не менее никогда не замыкался в "тонно-километрах", активно вторгаясь даже в сферу политической публицистики. А рассказать ему есть про что. Свидетельством тому настоящая статья, которая, вполне возможно, ляжет в основу будущей книги.

Лекция о международном положении

Еще несколько десятков лет назад, мы, граждане Страны Советов, не особенно задумывались и печалились, когда в различных точках планеты то вспыхивали, то затухали региональные войны. Каждый из нас думал примерно так: "Во-первых, это далеко от наших границ. Во-вторых, нас это не касается - ибо мы сильны и могучи и всегда можем дать решительный отпор агрессору. С распадом СССР, как показала жизнь, США взяли на себя роль международного жандарма. Политический мир стал однополюсным, а это значит, Америка любую точку планеты в любой момент может объявить зоной своих интересов. События в Югославии, Афганистане и особенно в Ираке показывают: Америка, чтобы оправдать свою агрессию, втягивает в орбиту своих интересов десятки других стран, а это чревато переходом  от локальной войны к мировой. А поскольку наша планета слишком мала, граждане даже нейтральных стран почувствовали дыхание войны. 

Война в Ираке показала: пока выгодой государства оправдывают злодеяния, войны на Земле не кончатся. 

После развала Советского государства Америка усыпила бдительность руководства Украины всяческими посулами и разговорами о демократии. И добилась своего. Украина своими руками уничтожила стратегические ракеты. Народ правильно говорит: "Нищим подают, слабым соболезнуют, сильных если не любят, то боятся". Кто мы сейчас? Правильно - нищие! 

Пора голубого романтизма в отношениях между нами и Западом завершилась не в нашу пользу. 

Как только приходит зима, в нашей стране на протяжении многих лет начинается веерное отключение электроэнергии. Специалисты сетуют: "Не хватает энергетических мощностей". Если это так, зачем Украина согласилась закрыть Чернобыльскую АЭС? Поверила в то, что Запад профинансирует строительство очередных блоков на Ровненской и Хмельницкой АЭС? И зря. Денег как не было, так и не будет. 

И уж совсем было непонятным соглашение с американской стороной, связанное с уничтожением стратегических бомбардировщиков. За уничтожение каждой боевой машины американская сторона заплатила по 25 тыс. долларов США. А разве нельзя было эти машины передать России в счет списания долгов за потребление газа и электроэнергии? 

Просчеты, просчеты, просчеты. Ну если мы не видим своих ошибок, так давайте учиться на ошибках соседей. Например, сегодня Ирак задолжал России по одним подсчетам 8,5, по другим - 1,5 млрд. долларов США. Учитывая экономическое состояние Ирака, вернуть долг ему проблематично. А что же Украина? Она поступает аналогично своему северному соседу - вкладывает и "замораживает" средства в туркменский газ. Зачем? Не надежнее ли разработать газовые месторождения в Полтавской области, в бассейне Черного и Азовского морей? Сколько же можно ошибаться? Ведь если в Туркмении начнется политическая "заваруха", а она постепенно зреет, Украина окажется в очень большом убытке. 

Миротворческим силам ООН традиционно отводилась главная роль в "тушении" межнациональных конфликтов. Но ООН не всесильна. Не оттого ли то затухают, то разгораются конфликты между двумя братскими народами: евреями и арабами, что одну сторону поддерживали США, а другую - СССР. Результат известен всем: тысячи погибших мирных людей с обеих стран. Не пора ли великому, мудрому еврейскому народу (великому потому, что евреи дали миру Авраама, Моисея, Христа - сына Божьего, а мудрого, потому что сумели в течение почти двух тысячелетий, рассеянные по миру римлянами в 136 году, сохранить свой народ из-за веры в единого Бога, соблюдая культуру, язык, традиции, заповеди народа) и великому мудрому арабскому, давшего миру пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), математику, древнейшую цивилизацию, - собраться на совет, как детям одного отца. И прийти на этот совет не с мыслью, кто и где победил, кто и где выиграл, а с предложениями о взаимных компромиссах. Ведь на Востоке говорят: "Дорогу осилит идущий". 

Житейская мудрость гласит: человек с момента рождения, чтобы выжить, учится компромиссам с окружающей его средой. Чем значительнее человек и его должность, тем должно быть больше компромиссов в его деятельности, ибо отсутствие компромиссов - это тупик во всех сферах человеческих взаимоотношений. 

Мне кажется, итоги американо-иракской войны показали, что можно быть маленькой страной по численности населения и, естественно, слабее в военном отношении, чем Америка, но остаться гордой, высоконравственной, истинно независимой по отношению к США и не потворствовать им в несправедливой войне против Ирака. К таким странам относятся Швеция, Швейцария, Финляндия и ряд других. А те страны, которые были в обозе, как мелкие рыбешки, сопровождающие акулу в надежде поживиться на халяву, в итоге морально проиграли в глазах мировой общественности.

Русские и тюркский мир

Когда мне говорят: "Какое тебе, крымскому татарину, дело до славян?", я отвечаю: "Процесс этногенеза (народообразования) наших народов происходил в одном геополитическом пространстве. У нас общая история, традиции и обычаи". 

Будущее крымскотатарского народа - в возрождении Союза славянских государств, а именно - России, Украины и Белоруссии. Я не историк, но попробую доказать это утверждение фактами. 

Как известно, государственность Древней Руси началась с 862 года, когда славянские племена пригласили  викингов к себя княжить. Общеизвестно послание славян им: "Наши земли велики и обильны, но порядка в них нет, приходите княжить нами". Княжество Рюрика, Олега, Игоря, Святослава, Владимира, Ярослава - до начала XI века. Это был ранний период Киевской Руси. Затем последовал период княжеских внутренних распрей и смуты на Руси XI - начало XIII веков), за которым идет период так называемого татаро-монгольского ига, продолжительностью два с половиной века. И далее, со времен Ивана Калиты, началось постепенное становление Великой Руси. 

Итак, почти 800 лет (с XII по XX вв.) славяне и татары "варились в одном котле" истории народов. Сегодня, как известно, в России проживает свыше 20 млн. мусульман. Из них свыше 6 млн. - татары - вторая по численности нация в России. А на Украине, в связи с возвращением крымских татар в Крым, я думаю,  число мусульман около 1 млн., а татар - до полумиллиона человек. 

В истории взаимоотношений татар и славян были не только набеги и войны. Если бы это было так, они уничтожили бы друг друга. В подтверждение моих слов приведу выдержку из послания хана Золотой Орды русскому князю: "Друг мой и брат мой, твое сердце правдиво, твое величество торжественно, мы дети одного отца. Наши предки, ослепленные властью, восстали друг против друга" и так далее. 

Человек, к сожалению, запоминает только плохое, в данном случае войны. 

В 2001 году, работая первым вице-премьером в правительстве АРК, я был председателем комиссии по переписи населения в Крыму. Приведу интересный факт: русские, украинцы и крымские татары составляют 95% всего населения Крыма. Это говорит о том, что несмотря на мое уважение к представителям иных национальностей, проживающих на полуострове, решающую роль в вопросах мира и благополучия в Крыму играет прежде всего треугольник этих трех народов. Сегодняшние народы, проживающие на территории бывшего СССР, это потомки народов, которые растворились когда-то в татаро-монгольской России не только географически, но и этнографически. 

Прежде всего я присоединяюсь к мнению тех ученых, которые доказывали, что сегодняшнее двуязычие, украинское и русское, произошло после захвата в средние века литовским государством значительной части России. По тем временам это было большое и сильное государство, которое простиралось от Балтики до устьев Днепра. Города Киев, Минск, Витебск, Калуга, Смоленск и сегодняшняя Западная Украина входили в его состав. Давайте подсчитаем плюсы и минусы, если можно так назвать, которые имела Русь в сравнении с двумя захватчиками - Польско-Литовским государством и Золотой Ордой. 

Монголо-татары не вмешивались во внутренние дела княжеств и были веротерпимы. Поляки-литовцы следовали девизу папы: "Чья власть - того вера". Когда через 110 лет властвования поляками русские отбили обратно город Смоленск, они поразились двуязычию и обилию католических храмов. А по тому времени это свидетельствовало о наступлении на православие, обычаи, традиции и другое. 

Как известно, в средние века во владения Золотой Орды входила Северо-Восточная Русь с городами Москва, Рязань, Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и другими. Пока существовала Золотая Орда, никто, включая поляко-литовцев, не смел нарушать границы Орды, а значит, и Руси. Говоря о веротерпимости монголов, приведу следующие примеры: завоеватель хан Батый издал указ, чтобы монастыри, церкви, монахи, люди, несущие службу Богу, не облагались налогами и данью. Нарушение указа каралось смертью. 

Хан Узбек еще расширил привилегии православной церкви: "Все чины церкви, все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому  суду, тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой  или оскорблять церковь, монастыри, часовни - тот подлежит смерти без различия русский или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога". 

Веротерпимость монголо-татар позволяла жениться на женщинах православной веры. Наместник степей Причерноморья из дома Чингисхана князь Ногай взял себе в жены дочь императора Михаила Палеолога VIII Ефросинью, хан Узбек выдал сестру замуж за Юрия Даниловича - русского князя и разрешил ей креститься. Этот процесс смешанных браков шел по инициативе  и русских князей. Так, например, двадцатилетний князь Новгорода Александр выдал сестру замуж на племянника хана Батыя. Тем самым, заручившись поддержкой хана, обезопасил Новгород с юга и победил шведов и немцев. 

Для любознательного читателя приведу ряд фамилий, имеющих татарское происхождение - Шереметьев, Кутузов, Куприн, Карамзин, Юсупов, Булгаков, Тургенев, Ермак, Аксаков и другие. Вот и судите, уважаемые читатели, кто татарин и кто славянин. 

В мире нет наций биологически чистых, ибо любая из них перестала бы существовать. Из многих исторических фактов, приведенных для иллюстрации, можно судить о том, что русское православие только в союзе с татарами могло защищаться от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. 

Раздиравшие древнюю Россию междоусобицы князей затихли под влиянием Батыева нашествия на Русь. На развалинах враждующих русских княжеств возникло царство Ивана Великого. Завоеватели не могли допустить хаоса и нескончаемых распрей, подрывавших экономику страны, а потому, естественно, поощряли создание сильной власти Московского Великого князя, которая могла бы держать в повиновении удельные княжества. 

Предвестником  свержения Россией монгольского ига послужила Куликовская победа Дмитрия Донского. Эта победа имела прежде всего моральное значение. Освобождение от монгольского ига правильнее отнести к XVI веку - времени завоевания Иоанном IV Грозным последних позиций монгольского владычества - Казанского, Астраханского и Сибирского царств, возникших на развалинах Золотой Орды. Только Крымскому ханству на протяжении нескольких веков удавалось сохранять свою независимость. 

Не хочу останавливаться на периоде взаимоотношений России и Крымского ханства, он общеизвестен. Этот период завершился присоединением Крыма к России в 1783 году. Это тема отдельного разговора. А как быть сегодня, в нашем XXI веке? Что надо делать, чтобы огонь межнациональных распрей не превратил Крым, этот райский уголок Земли, в зону конфликта русских, украинцев и крымских татар. Ведь в  бывшей Югославии не было бы братоубийственной войны после распада государства, если бы 15-20 лет назад руководители этого края и национальные общины избрали путь не конфронтации, не путь претензий друг к другу, а умение находить компромиссы между собой. 

Судьбу Югославии может повторить Крым. Сегодняшний Крым - это Югославия 80-х годов ХХ столетия. Если в 90-х годах население Крыма было, в принципе, однородно, то сегодня три великих народа - русские, украинцы и крымские татары, - можно сказать, разнополюсные. 

Сегодня трудно переоценить геополитическую роль Крыма, ибо это зона не только интересов Украины и России, но и той же Америки и близлежащих заморских стран. Америка уже давно определила зоной своих интересов бассейн Черного и Каспийского морей. А цель заморских мусульманских стран проста: через ставленников в Крыму осуществить религиозную экспансию на полуострове с тем, чтобы продвинуть свое влияние в глубь славянских регионов.

Трудная дорога к дому

Многие путают судьбу беженца и депортированного. Действительно, их физические и моральные страдания схожи между собой, но в остальном разница существенная. А главная состоит в том, что депортация предусматривает постепенный уход в небытие целого народа, ибо насильственным путем обрубаются подпитывающие корни родины. 

О чем  я веду речь? В 2001 году состоялась перепись населения Украины. Так вот, впервые после шестидесятилетнего перерыва каждый представитель моего народа в графике "национальность" смог указать "крымский татарин". До этого в послевоенном СССР наша национальность была под запретом. 

Я не помню в моей семье разговоров, охаивающих русских, коммунистов, власть. Мы все, в том числе и дети, были одной семьей по имени "советский народ", не теряя при этом крымскотатарской принадлежности. Как всякий мальчишка, лет с пяти по разным причинам дрался с другими пацанами: то рогатку кто-то сломал, то горбушку хлеба или лянгу (свинец, привинченный к кусочку кожи) не поделили. И когда я брал верх над кем-то из пацанов, тот в бессильной злобе кричал мне: "Ты - предатель". Мы были дворовыми "корешами", многое забывалось уже на следующий день: сегодня дрались, завтра мирились. Но когда я повзрослел, понял: мальчик выкрикивал то, о чем слышал в семье. 

У нас в доме был приемник "Урал" - "блатной" по тему времени: он совмещал в себе радио и  проигрыватель. Я помню, как в 1956 году впервые по "нашему" радио в течение десяти минут звучали крымскотатарские песни в исполнении Эдие Топчи и Сабрие Эреджеповой (к сожалению, обе умерли вдали от родины, в Ташкенте). И как плакали родители. Особенно был потрясен тем, что мой отец, который никогда не баловал лаской (в отличие от матери) ни меня, ни моего брата, расчувствовался и не стыдился своих слез. 

Читатель должен знать: уже тогда среди крымскотатарского населения было много смешанных браков. Обычно крымский татарин  брал в жены женщину славянского происхождения. Но вот что интересно. Когда ребенку исполнялось шестнадцать лет, мать настаивала, чтобы в графе паспорта о национальной принадлежности запись гласила: "русский". Одновременно производилась замена крымскотатарского имени на русское. В паспорт вносилась только фамилия отца. Славянская женщина-мать искренне считала, что, произведя такие подмены, ее ребенок легче и быстрее адаптируется в обществе. Так вместо Марленов появились Михаилы, Ленуров - Леониды, Ахтемов - Артемы, Серверов - Сергеи, Талятов - Анатолии, Эдемов – Эдуарды. Матери спасали своих детей ради их будущего, ради будущего всего народа. Они верили в это. И они оказались правы. 

Хочу сказать и о том, что иногда становится горько слушать и неприятно читать выступления тех россиян, кто пытается столкнуть христианскую и мусульманскую религии; тех, кто пытается доказать, что христианская мораль цивилизованнее мусульманской, что татары жили только грабежами и войнами. Так и хочется обратиться к ним: "Люди добрые, остановитесь! Направьте  всю свою энергию и знания на благо процветания своей родины, чтобы униженные и обездоленные обрели покой и счастье". 

Дорогие  мои россияне, мои слова идут от чистого сердца. Если мы хотим добиться взаимопонимания, давайте уважать друг друга. Крымский татарин всегда готов выслушать и понять человека, желающего добра.

Меджлис - это не все крымские татары

Говоря о явлении национал-радикализма в среде крымских татар, хочу отметить, что оно явилось следствием возвращения депортированных на родину в 90-х годах прошлого столетия. Я неоднократно писал и устно высказывался о том, что представители крымскотатарского народа, в том числе сотни погибших в лагерях лучших его представителей, боровшихся за возвращение соотечественников на родину, никогда и нигде не высказывались против русского народа в частности, и славянской нации вообще. И вот на обломках когда-то великого Советского государства в период вседозволенности, психоза демократии во власть бросились все, в том числе и те, кто не знал, когда и с чем употребить эту власть. 

Когда на море штиль, вода чистая, сине-голубая, а когда штормит - появляется пена. Так и в обществе бывшего, некогда монолитного советского народа появились накипь, пена - новоявленные "демократы". Подавляющее большинство из них не имели за плечами  ни школы жизни, ни нравственного воспитания, ни профессионализма. У них ничего не было, кроме децибелов в глотке, прессы и телевидения. Каждый из них выдавал себя за Мессию, знающего дорогу к острову счастья. 

Мессии появились во всех регионах. В Крыму эту роль взял на себя меджлис. Играя на национальных чувствах возвращающегося народа, на демагогии о социально-экономических проблемах, которых действительно много, они быстро завоевали доверие крымских татар. Согласитесь, если нуждающимся в работе и куске хлеба постоянно говорить, что крымские татары - коренное население, и поэтому только им  принадлежат недра земли, леса, полезные ископаемые, Черное море в конце концов, они, естественно, потянутся к тем, кто обещает все это им преподнести на тарелочке с розовой каемочкой. 

Рано или поздно наступает период прозрения. Он пришел в период избрания из числа крымскотатарского народа 14 депутатов в Верховный Совет Автономной Республики Крым. Четырехлетний срок их пребывания в органе законодательной власти не дал ничего полезного для народа, кроме интриг и откровений типа: "Не приходите к нам с просьбами, ибо мы ничего вам дать не можем". Более того, в этот период сократились государственно-бюджетные ассигнования по обустройству крымскотатарского народа. В то же время все депутаты решили свои социально-бытовые условия: кто приобрел жилье, кто автомобиль, а кто пристроил на престижную должность своего родственника. 

У многих крымских татар вызвал недоумение тот факт, что два руководителя меджлиса баллотировались в ВС Украины от Руха. Они задаются вопросами: "Что они делают в Рухе? Какое имеет отношение Рух к крымскотатарскому народу? Что полезного сделали руководители меджлиса для крымскотатарского народа, имея полномочия парламентариев Украины?" 

И они правы. За все эти годы мы не услышали от меджлисовцев ни одного политически грамотного выступления о проблемах депортированных с трибуны парламента Украины, которое привлекло бы внимание Крыма и Украины. Напрасны ожидания. Депутаты заняты своим благополучием. От них можно услышать только декларативные заявления. Ни они, ни меджлис не могут решить проблемы финансирования, связанные с благоустройством крымских татар. Поэтому меджлис избрал такую практику: молодые соотечественники все проблемы должны решать через митинги, добиваясь у власти любыми путями поставленной цели. Зачастую требования молодежи мы читаем на лозунгах и плакатах, вывешенных на площадях, где проходят митинги, спровоцированные меджлисовцами. 

Неужели организаторы таких митингов не могут понять, что ходить с протянутой рукой неэтично, что молодежь надо учить созидательному труду? Только это принесет признание и уважение в среде не только своего народа, даст положительный пример для подражания среди славянской части населения полуострова. Молодежь должна направить свои усилия на самообразование, как это было в период депортации с моим поколением. Она обязана соблюдать заповеди нашего народа: уважать старших, не пьянствовать, не употреблять наркотики. Такую бы политику следовало занять меджлису по отношению к нашей молодежи. А что же мы имеем? Я как отец не позволил бы участвовать своим дочерям в той антинародной акции, которую проводит меджлис под предлогом отправки татарских юношей и девушек на учебу в страны дальнего зарубежья. Они губят наших детей. Посмотрите, наши девушки возвращаются из дальнего зарубежья укутанные с головы до ног, что всегда было чуждо нашему народу. 

Неуемное желание прийти к власти, не имея ни профессиональной, ни кадровой базы, привело не только к расколу в рядах меджлиса, но и к народной апатии к этой общественной организации. 

Для верхушки меджлиса подходит лозунг: "Чем хуже - тем лучше". Ведь если все будет хорошо, кому они будут нужны? 

Я задаю себе вопрос и не нахожу ответа на следующее явление: почему крымское мусульманское духовенство не дружит, например, с духовенством Поволжья? Ведь у наших народов одинаковый менталитет, одинаковая религия. Но меджлис почему-то дружит в первую очередь с духовенством заморских стран. Не потому ли, что приходится отрабатывать их подачки, а отсюда есть определенные элементы проявления ваххабизма в Крыму? Мало того, я знаю факты, когда люди, участвующие в межнациональных конфликтах за рубежом, сегодня, выкупив паспорта в Крыму, стали крымскими татарами. Если мы хотим мира и спокойствия на полуострове, на это явление нельзя закрывать глаза. 

Посмотрите, что сейчас происходит в России. Мы уже давно следим за сообщениями о действиях террористов в этой стране с каким-то подспудным страхом за завтрашний день Украины и Крыма. Так музыкант по отдельной музыкальной нотной фразе  знает, что за сочинение последует дальше и кто автор этого сочинения. 

Когда крымские татары зачастую сетуют на то, что им никто, кроме Украины, не помогает, я становлюсь в позу оппонента: сумей вызвать чувство сострадания, и тебе помогут. 

Когда в 1993 году я обратился с вопросом к Е. Гайдару: "Будет ли Россия помогать Крыму в финансовом плане?", то услышал резонный отказ: "Как мы можем помогать, если вы постоянно кричите: "Долой Россию!" Вот к чему приводит подчас близорукая политика меджлиса: одна рука просит, а другая грозит булавой. 

С 90-х годов в Киеве существовала комиссия под председательством первого вице-премьера Украины по обустройству депортированных народов на Украине. 70% от общего состава этой комиссии были государственники. Меня как вице-премьера Крыма избрали заместителем председателя комиссии. В работе комиссии участвовали министры Кабмина Украины и правительства АРК, представители различных политических течений. Они представляли всю палитру депортированных народов. Кто-то из окружения президента Украины подкинул ему идею о создании Совета при президенте в Крыму. Сказано - сделано. И меджлисовцы быстренько создали Совет. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Теперь меджлис, козыряя корочками удостоверений, проталкивает на различные государственные должности различных ведомств зачастую полуграмотных работников, но пресмыкающихся перед меджлисом. Неужели власть настолько слепа, что сама же и помогает создавать "пятую колонну"? А ведь завтра, если понадобится, меджлис будет защищать не интересы Украины, а естественно, интересы тех, кто его подкармливает. 

Пора понять официальному Киеву, что меджлис никогда, а тем более сегодня, не выражал интересы всего крымскотатарского народа. Когда 18 мая крымские татары заполняют площади и улицы столицы Крыма, это свидетельствует не о мобилизационной роли меджлиса. Люди выходят на улицы и собираются вместе, чтобы почтить память всех крымских татар, павших в борьбе с режимом за свою родину. Они собираются  для того, чтобы рассказать о тех потерях в науке, культуре, которые отбросили народ на десятки лет назад в своем историческом развитии. Эти люди 18 мая собираются для того, чтобы геноцид никогда не повторился против любого народа. Пусть попробует меджлис в обычный день собрать под свои знамена хотя бы 1000 человек, не спекулируя на чувствах народа, не провоцируя его небылицами и слухами. Не удастся это меджлису. Время его вышло. А лживую пропаганду люди быстро отвергают. 

Лентун БЕЗАЗИЕВ

депутат Верховного Совета Крыма  

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla