Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

НАЧАЛО И КРАХ МУБАРЕКСКОЙ ЭПОПЕИ

(Газета «Крымские известия» от 8-14 августа 2003 года)

Меня часто спрашивают: "Где, когда и у кого возникла мысль об автономии крымских татар в Мубареке?". Я много думал на эту тему и пришел к выводу, что это решение не одного дня и даже не одного года. 

Давайте, уважаемый читатель, вернемся мыслями в послевоенный период развития человеческого общества. Во-первых, появился социалистический лагерь стран с полюсом в Москве и остался капиталистический лагерь с полюсом в Вашингтоне. 

Во-вторых, общество развивалось семимильными шагами. За короткий срок было создано ядерное оружие, человек полетел в космос, врачи осуществили пересадку сердца. Соревнование между двумя мировыми системами осуществлялось не только в военной сфере. Каждая из сторон стремилась продемонстрировать миру преимущества и жизнеспособность своего уклада. 

В-третьих, нужно отметить, что колониальная система канула в прошлое, появился так называемый третий мир развивающихся государств на континентах Африка и Азия. Права чернокожих в Америке уравнялись с правами белых. Западный мир во всю трубил об успехах своей цивилизации в таких категориях, как мораль и нравственность. Одновременно социалистический лагерь обвинялся в том, что он, якобы, отгородился от мировой цивилизации "железным занавесом". 

В-четвертых, Америка давно признала свою вину перед Японией за депортацию американских японцев в годы войны. И, представьте себе, Советский Союз - большая интернациональная семья, включающая в себя сотню народов, но имеющая в своем составе единственный народ, не вернувшийся на Родину из депортации. Этот народ - крымские татары. 

В-пятых, в мире не было аналога крымскотатарскому общенародному движению. Ведь это не только многочисленные письма и телеграммы на имя И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачева, скрепленные десятками, а то и сотнями тысяч подписей изгнанных со своей родины крымских татар. Это и тысячи сломанных судеб, сотни закрытых судебных заседаний над представителями народа, которые требовали возвращения на Родину. Немало патриотов Крыма погибли в лагерях и тюрьмах, были принуждены к самоубийству и самосожжению. 

Правозащитники Запада и яркие личности советского общества перед всем миром ставили вопрос о возвращении и восстановлении прав крымскотатарского народа. Приближался конец ХХ-го столетия, но о какой демократии в советском обществе можно было говорить, если такой "гнойник" не был вскрыт. 

Я думаю, что политическое руководство СССР пришло к выводу, что эту проблему нужно решать. Начались консультации между Москвой и Ташкентом, Москвой и Крымом. 

Если говорить честно, то для руководства Крыма возвращение сотен тысяч депортированных было лишней головной болью в политическом, социальном, экономическом плане, а для высшего политического руководства Узбекистана - потерей трудовых ресурсов, а также части интеллигенции республики. Все оазисы в Узбекистане были заселены и перенаселены, а отдать какой-то регион республики под крымскотатарскую автономию означало создать почву для межнационального конфликта. И здесь, в связи с поручением Л. И. Брежнева руководству Узбекистана о доведении сбора хлопка-сырца до 6 миллионов тонн, появилась мысль направить трудолюбивые руки крымских татар на освоение целины и предоставить им национальную автономию. Для этой цели выбрали Кашкадарьинскую область, где было вдоволь нетронутой земли и протекала река Амударья. 

Началась массированная пропаганда среди всех слоев крымскотатарского народа - начиная от студентов до министров и партийных работников - с призывами на работу в Мубарекскую зону, которая охватывала три района площадью почти в один миллион гектар. 

В Узбекистане этой проблемой занимался первый заместитель Председателя Президиума Верхового Совета республики И. А. Орлов, в Карши - второй секретарь обкома партии - И. И. Головачев. 

Бюро ЦК республики утвердило меня, как профессионала-хозяйственника, начальником объединения по освоению целинных земель, но я сразу же четко дал понять И. И. Головачеву, что никаких заявлений, лозунгов и прочих выступлений за переезд в Мубарек крымских татар делать не буду. 

Несколько встреч у меня было с И. А. Орловым, в ходе которых он, не стесняясь в выражениях, оказывал на меня давление. Он не мог смириться с тем, что я пытаюсь остаться в стороне от политического решения вопроса, навязываемого депортированному народу высшим руководством страны. Я нашел эффективный прием для своей обороны и использовал его в общении с Орловым. Я просил его, чтобы он на меня не давил, мотивируя это тем, что мне нет еще сорока лет, что есть старейшины, представители народа, есть министры и депутаты Верховного Совета республики, которые прошли войну и депортацию и лучше меня разбираются в политических вопросах, а я буду заниматься своим профессиональным делом. 

Как известно, идея об автономии лопнула, так и не состоявшись, но не из-за того, что крымские татары боялись тяжелой работы в условиях целины. В объединении "Каршиирстепстрой", осваивавшем Мубарек, работали тысячи крымских татар на разных уровнях - от рабочих до управленцев. Автономия Мубарека не получила одобрения в сердцах и душах крымскотатарского народа, даже те из них, кто родился в Узбекистане, знали, что их истинная Родина - Крым. 

Эскимос в Гренландии, когда хочет обругать человека с континента, говорит ему презрительно: "Ты - белый человек!". Гренландия для эскимоса - исконная Родина. Перевези эскимоса в "Рай земной", его будет тянуть в Гренландию, так как это земля его предков. 

Таким образом, политической власти Союза ССР того времени не удалось создать национальный округ для крымских татар в Мубареке по подобию Биробиджана для евреев. 

Лентун БЕЗАЗИЕВ,

депутат Верховной Рады АРК  

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla