КАК РАЗВЯЗАТЬ «ГОРДИЕВ УЗЕЛ»?

(Газета «Крымская правда» от 4 октября 1991 года)

Проблемы, связанные с возвращением крымских татар на землю предков и их обустройством, приобрели сегодня особую остроту. В условиях глубокого кризиса, охватившего страну, практически сорвано выполнение программы планового строительства жилья, объектов соцкультбыта. Без крова остаются сотни семей переселенцев. Люди устали от обещаний, и чувство безысходности все более овладевает ими. Все это грозит дестабилизировать и без того напряженную социальную обстановку в Крыму. Своими размышлениями на волнующую всех тему делятся участники заседания пресс клуба «Крымской правды» — председатель комитета по делам депортированных народов при Совете Министров Крымской АССР Л. Р. БЕЗАЗИЕВ и председатель Симферопольского районного Совета народных депутатов Л. В. КАЗАК

Корр.: Итак, до недавнего времени мы считали гарантом целенаправленной государственной помощи возвращающимся на родину крымским татарам известное постановление Совмина СССР № 666. Однако сегодня фактически нет ни Совмина, ни того Союза ССР, каким он был еще вчера. Получается, Крым остался один на один с проблемами, которые по силам решать только на общегосударственном уровне. 

Л. Безазиев: По самым скромным подсчетам, программа возвращения крымскотатарского  народа  из мест депортации на свою историческую родину обойдется в 4—б миллиардов рублей. Разумеется, такими астрономическими   суммами наш маленький полуостров не располагает. Как говорится, оставим иллюзии... На сегодня центр (так условно назову бывший Союз) выделил 200 миллионов рублей, правда, не обеспеченных материальными ресурсами. Союзные же республики, обещавшие нам помощь, пока что не торопятся выделять средства. В том числе Узбекистан (обещавший 20 миллионов рублей) и Украина (10 миллионов). Вот и остался Крым, как вы говорите, наедине с неразрешимыми для него проблемами. 

Сейчас нам, как воздух, нужна единая, скоординированная между республиками и центром государственная программа. Ни в коем случае нельзя упустить момент, когда формируется госбюджет, определяются суммы капиталовложений на 1992 год. Иначе мы попадем во власть   анархии,   что чревато  непредсказуемыми последствиями.  Обо всем этом наш комитет по делам депортированных народов недавно сообщил в письмах Президенту СССР М. С. Горбачеву и Председателю межреспубликанского  комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР И. С. Силаеву. Ждем от них оперативных решений. Обратились мы и к правительству Украины с просьбой незамедлительно рассмотреть наболевший вопрос. 

Л. Казак: Кстати говоря, в сентябре  прошлого года сессия  Симферопольского районного Совета уполномочила меня обратиться к Президиуму Верховного Совета УССР с тем же вопросом. Думается, времени для принятия практических мёр прошло предостаточно. 

Корр.: А какова здесь роль  Верховного  Совета Крымской АССР? Обращался ли высший крымский орган власти в Москву и Киев с аналогичными посланиями? 

Л. Безазиев: Сколь ни печально об этом говорить, но Верховный Совет АССР не принял ни одного обращения, ни в союзный, ни в украинский парламенты, в котором бы призвал их повернуться лицом к проблемам Крыма. Может быть, и молчат пока в Москве и Киеве, потому что одно дело — отдельные и разрозненные просьбы депутатов, и спасем другое — официальное (на государственном уровне!) обращение высшего органа законодательной власти Крыма. 

Л. Казак: я бы дополнил ваше замечание, Лентун Романович. Мало сегодня обращений и резолюций, даже если таковые исходят от Верховного Совета Крымской АССР. Он должен постоянно и предметно заниматься этим вопросом. Пора уже создать инициативную группу из народных депутатов Крымской АССР, которая установила бы тесные контакты как с группой И. С. Силаева, так и с Кабинетом министров Украины. Может быть, им даже стоит временно поменять симферопольскую прописку на московскую или киевскую. А то, как видно, в обеих столицах проблемы Крыма кажутся слишком мелкими. Опасное заблуждение! 

Корр.: Не секрет, что Симферопольский район является одной из наиболее «горячих точек» в Крыму, так как именно сюда направляется основная масса переселенцев, не обеспеченных жильем. Отчаявшиеся люди пикетируют у здания райсовета, требуя земельных участков, совершают так называемые самозахваты, что ведет к конфликтам с местным населением. Как развязать этот «гордиев узел»? 

Л. Казак: Уверен на все сто процентов, что решить эту сложнейшую проблему можно только в тесном контакте с местными органами власти. И ни в коем случае с помощью пикетов, митингов и гневных петиций. Это азбучная истина, Которую нам давно пора осознать. Как и то, что мы, представители власти  Симферопольского района, делаем все возможное для обустройства крымских татар, принимаем близко к сердцу их заботы и трудности. 

Говорят, мы не даем земельных участков, даже создаём некие «зоны», недоступные для татар. Это неправда. Земельные участки для них оформляются в 13 сельских Советах района из 19. Исключение составляет Лозовое, где есть подтопляемые участки. Спорная ситуация возникла недавно в Молодежном-1, где переселенцы строятся на землях, принадлежащих учебному хозяйству сельхозинститута. Но и здесь нет никаких препон — просто 87 земельных участков следует перенести чуть выше (помощь в их размещении согласен оказать непосредственно сельхозинститут). 

В целом же по району число земельных участков, на которых ведется индивидуальное строительство крымскими татарами, достигло уже более пяти тысяч. Примечательно, что на сессиях райсовета мы стараемся даже не употреблять привычный термин «самозахват». Говорим, как правило, только о местах компактного проживания крымских татар. 

Корр.: Но ведь обустройство означает не только критическое  оформление  земельного участка за его владельцем, но и строительство жилья. Не получится ли так, что многие обладателя участков встретят предстоящую зиму без крыши над головой? 

Л. Казак: Положение со строительными материалами я бы назвал критическим, бедственным. Судите сами: в район прибыло почти 36 тысяч переселенцев, а выделено нам всего 40 тысяч штук камня-ракушечника.  Этого хватит лишь на несколько маленьких домиков. «Расщедрилось» государство и на сантехнику. Аж 350 унитазов на весь район поступило! Можно, конечно, иронизировать по этому  поводу, но нам, поверьте, не до смеха. 

Люди маются без жилья, ищут, где только можно, Дефицитные стройматериалы. К тому же страдает из-за их неустроенности и вся экономика района. Из тех же 36 тысяч человек работают в хозяйствах района только 1827. Остальные (те, кто ещё не обустроился) фактически вычеркнуты пока что из общественного производства. 

Ну а в проблемах соцкультбыта и говорить не приходится. Взять, к примеру, народное образование. Школы в районе перегружены до основания. Только в Добровской сельсовете оформили недавно 1102 участка новоселам. Но школ-то в этом селе не прибавилось... Даже плановые объекты 1991 года — районный роддом, 100-квартирный жилой дом в Луговом, который с нетерпением ждут медики, - «выпадают» из плана. Нет строительных мощностей. 

Корр.: Вряд ли пойдут на пользу дела и тяжбы между властями города Симферополя и Симферопольского района по поводу территориальной принадлежности некоторых земель, где ведется сейчас индивидуальное строительство. Страдают-то из-за ведомственных неурядиц люди. 

Л. Казак: Вся беда в юридический безграмотности некоторых облеченных властью товарищей. Симферопольский райисполком не может передать горисполкому землю, «ударив по рукам», словно два помещика в старину. Нужны юридические обоснования изменений границ города, нужен перспективный план его развития и, наконец, соответствующее решение Совмина Крымской АССР на сей счет. Кстати, именно по инициативе нашего района Совмин Крыма принял локальной решение по отводу земель под индивидуальной строительство в районе улицы Героев Сталинграда, сел Фонтаны и Каменки, где находится сейчас 2456 участков. 

Л. Безазиев: Вы говорите о территориальном споре между городом и районом. Но некоторые горячие головы готовы вовлечь в подобные споры целые республики! Меня уже прямо спрашивают некоторые депутаты: 

«Вы за Украину или за Россию?» Считаю такую постановку вопроса неправомерной и попросту вредной для крымчан. Сейчас  прежде всего нам необходимо решать неотложные экономические задачи. А сделать это в одиночку, как я уже говорил, нам не удастся. Скажу больше: «только Россия» или «только Украина» тоже ни в силах будут разрешить наболевшую крымскую проблему. Только сообща. 

Л. Казак: Придерживаюсь такого же мнения. Тем более, что наш крымский опыт уже показал всю пагубность дезинтеграции  хозяйственных связей и разбегания по «национальным квартирам». 

Заседание пресс клуба вел О. ШАХНЮК