Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

«ЧЕМУ НАС УЧАТ, ТАК СКАЗАТЬ, СЕМЬЯ И ШКОЛА?»

(Газета «Крымские известия» от 20 апреля 2011 года)

Николай Васильевич Багров проводит пресс-конференции крайне редко. Между тем мнение этого человека по тем или иным вопросам, от образования до политики,  крымчанам крайне интересно. Последние 12 лет он возглавляет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского. И хотя все это время сознательно абстрагируется от политики, в которой многое прошел и много знает, вопросы на эту тему ему все-таки решаются задавать. На этот раз Николай Васильевич собрал журналистов, чтобы рассказать о буднях и перспективах возглавляемого им вуза как университета XXI века, а также о проблемах образования в целом. Говорил об иллюзии массового качественного высшего образования в Украине, системе тестирования выпускников школ, которая, по его словам, не что иное, как «фиксация формальных знаний методом тыка», о морально-нравственных принципах и финансовой составляющей отрасли, о конструктивной трансформации, глобализации, нанотехнологиях и ноосфере...

О концепции образования

Ректор ТНУ убежден: существующая система образования требует трансформации, которая должна проводиться регулярно, в соответствии с быстро меняющимися вызовами времени. Однако, если новый закон о высшем образовании в Украине будет принят, принципиально он мало чем перестанет походить на документ 2003 года.

По словам Н. Багрова, главный его недостаток в стремлении «перекрасить» существующую систему образования «под Европу». «Выдумываются различные механизмы в ущерб содержательной части. А нужна совершенно новая концепция образования, действительно отвечающая требованиям времени. Мы работаем по так называемым стандартам. Скажите, пожалуйста, а кому вообще эти стандарты нужны?» — спросил ректор. Он считает, что  американское образование обогнало европейское, потому что за Океаном раньше стали ориентироваться на концепцию индивидуального подхода. У нас же до сих пор принципиально новые дисциплины и проекты не получают развития из-за необходимости согласований с чиновниками.

«Ты получишь право читать курс, если это будет отвечать стандартам, а стандарт должен утвердить чиновник Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. Неужели В. Вернадский, приступая к новому курсу биохимии, здесь, в университете, думал, что какая-то Марья Ивановна будет обязательно его утверждать?». По словам Н. Багрова, в проекте закона нужно существенно изменить содержательную составляющую, предоставить автономию университетам и при этом не забывать о финансовом обеспечении вузов.

О деньгах и их количестве

«В конце XIX века Рокфеллер обратился к ректору Гарварда с вопросом: что вам надо для того, чтобы стать университетом мирового уровня? Ответ звучал так: 5 миллионов долларов и 200 лет. Правда, ректор ошибся: Гарвард стал университетом мирового уровня за 20 лет, но получил... 50 миллионов. Сейчас, чтобы достигнуть того же, необходимо как минимум 500 миллионов — для нас сказочные цифры. Следует продумать, какой должна быть оптимальная система вузов в Украине и как они должны финансироваться», — рассуждает Николай Багров.

Он убежден: если стране нужны государственные высшие учебные заведения, то они должны финансироваться не так, как сегодня, — на треть от минимальных потребностей. При этом в каждой области, по его словам, должен быть один региональный вуз — университет, потому что XXI век — век университетов и высоких технологий.

О качестве и «местечковости»

«Я сторонник того, чтобы в каждом регионе был крупный университет, со своим «лицом», и тогда можно рассчитывать на качественное образование. Это задача как министерства, так и местных властей. Это общегосударственная задача», — подчеркнул Николай Васильевич.

«Мы сейчас создаем на полуострове вузы крымского подчинения, порой дублирующие уже существующие. При Советском Союзе в Крыму было пять вузов — и хватало для всех. Сегодня, по статистике, у нас их больше 100. Я считаю, это обман детей, родителей, ярчайшее проявление иллюзии качественного высшего образования», — подчеркнул ректор ТНУ.
По мнению Н. Багрова, не надо наделять Министерство образования Крыма функциями руководства высшими учебными заведениями. Это не местечковая задача каждой области и каждого региона. Должен быть единый центр Министерства образования и науки Украины, управляющий всеми процессами.

Но следует проявить политическую волю, сделать решительные шаги и многие вопросы решить принципиально», — заключил ректор.

О политической элите

Недавно Василий Джарты обратился к университету с просьбой поддержать его идею: он считает, «пора серьезно заняться подготовкой новой политической элиты Крыма», — рассказал журналистам.

Н. Багров. По его словам, уже создана группа, разрабатывающая соответствующие проект и устав, регламентирующие ее деятельность.

«Думаю, после майских праздников состоится презентация проекта», — предположил ректор. Он считает, что роль вуза в нем — предоставление «мозгов» и площадки. Университет же готов предложить свою программу, когда станет понятно, что значит — «подготовка политической элиты» и по каким направлениям нужно работать.

О своих и чужих

«Я считаю, В. Джарты делает многое. Ни под одного руководителя Крыма не давали такого финансирования. Уже за одно это Василию Георгиевичу надо сказать спасибо и пожелать успехов», — подчеркнул Николай Багров, отвечая на вопрос, что он думает о команде нынешнего премьера, хотя и предупредил, что из принципиальных соображений интервью по таким поводам не дает. «Не потому, что у меня нет собственного мнения, а потому, что боюсь разговориться», — то ли в шутку, то ли всерьез заметил он. И далее заявил: «Я не являюсь сторонником позиции, что вот пришли «донецкие» и «захватили» Крым. Я крымчанам, руководившим до «донецких», говорю: «А чего вы добились за девятнадцать лет? Почему не сделали Крым таким, каким он должен быть?». Мне все равно, кто и откуда придет — из Флориды, Донецка, Ивано-Франковска... Но если он добьется благосостояния Крыма, поклонюсь и скажу спасибо».

Н. Багров подчеркнул, действия Василия Джарты доказывают, что он обстоятельно взялся за решение проблем в автономии: «Насколько я понимаю, это свидетельствует, что он не считает себя временщиком в Крыму».

И о наших детях

16 апреля на базе Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, а именно — в здании, где располагался философский факультет, открылся колледж. Он создан, чтобы абитуриенты приходили в ТНУ с более прочными знаниями, чем те, что получают, окончив школу. Как рассказал Н. Багров, колледж пополнят выпускники 9-х классов, чтобы продолжить обучение по нескольким направлениям —  сфере управления, экономики, туризма, компьютерных технологий. По его окончании выпускники смогут поступать в ТНУ без экзаменов. Пока на его каждой специальности будут обучаться по 50 молодых людей, но в дальнейшем их число может увеличиться. На сегодняшний день уже есть около 150 желающих «грызть гранит науки» в новом учебном заведении.

Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla