(пресс-конференция Председателя ВС Крыма)
(Газета «Крымские известия» от 15 марта 1994 года)
В своем вступительном слове Николай Васильевич охарактеризовал прошедшую сессию как конструктивную: выполнена ее главная задача — создать условия для работы исполнительной власти. Затем он ответил на вопросы журналистов.
— Ваше отношение к указу президента о проведении опроса граждан?
— Зачем его проводить чтобы узнать мнение людей по поводу двойного гражданства — но мы всегда и везде выступали за то, чтобы оно было и крымчане в этом едины. Чтобы дать право президенту наделять указы силой закона — но президент был вправе поставить этот вопрос перед ВС, и я не сомневаюсь, что мы бы его поддержали.
— Можно ли ожидать созыва 16-й сессии?
— Очень проблематичный вопрос, потому что осталось слишком мало времени, к тому же многие депутаты просили ее не собирать, они заняты своей предвыборной кампанией.
— Но в Законе о президенте сказано, что в случае отсутствия правительства оно должно быть сформировано в течение 15-ти дней. Как быть?
— Вопрос скорее относится не ко мне, а к президенту и вице-премьеру. Конституционный орган может упразднить только сессия ВС. Заключение по тексту указов должны сделать юристы — для этого есть прокурор, Верховный суд республики. Мне кажется, что более логично было бы не упразднять правительство, а принять его отставку, поручить исполнять обязанности, параллельно наработать закон о нем и только потом предложить ВС на рассмотрение конкретную команду. Но я считаю, что ситуация настолько серьезна, что любое промедление с формированием нового правительства просто недопустимо. Понятно, что от тех, кто сегодня работает в исполнительных органах, трудно требовать конструктивной работы — люди сидят на чемоданах.
— В приложении к этому указу есть список людей, которые подлежат отставке, в том числе руководители Службы безопасности и отдела по борьбе с организованной преступностью, президент ТРК «Крым». А разве их отставка входит в компетенцию президента?
— Есть заключение по этому поводу государственно-правового отдела ВС этот указ в целом ряде моментов нарушает существующее законодательство. Если даже согласиться с первым пунктом об упразднении СМ, то люди, которые не входят в Совмин, не имеют к этому указу никакого отношения.
— В бюджете заложены расходы на аппараты Совмина (99 человек) и президента (74 человека) — по 8 миллиардов. Я не очень понимаю взаимозависимость этих двух аппаратов.
— Я думаю, новое правительство при формировании будет в значительной степени сочетаться с президентской администрацией — так, во всяком случае, мне представляется. Как будет на самом деле — сказать не могу.
— Что в Крыму имеет приоритет — указы президента или законы ВС? Ведь наступает период междувластия?
— Указы президента имеют силу как руководителя исполнительной власти — это бесспорно. Но верховенство, безусловно, принадлежит законам.
— Какая у нас все-таки республика — парламентская или президентская, и какой ее тип был бы целесообразнее?
— Сегодня пока парламентское президентская, а как будет дальше, не знаю, поживем — увидим.
— Как вы оцениваете шансы тех или иных политических сип на выборах и какой, по-вашему, будет новый парламент?
— Очень реальные шансы имеют блок «Россия», коммунисты Крыма. Есть определенные шансы у ПЭВК, СПРК, а у партии социальных гарантий, на мой взгляд, их поменьше, хотя их программа мне лично во многом импонирует. Видимо, в такой последовательности и распределятся голоса. Какой будет парламент? Сложный, я в этом не сомневаюсь.
— Что это за незаконные воинские формирования при президенте? Кому они подчиняются и на основе каких законов существуют?
— Не надо делать обобщающих выводов. К сожалению, мы до сих пор не имеем положения об администрации президента, а там была бы статья о содержании его охраны. Есть официальная охрана у председателей ВС и Совмина, но она финансируется из бюджета Украины; естественно, такие предложения были сделаны и президенту Ю. Мешкову.
— Как вы оцениваете деятельность ВС?
— Что бы ни говорили, положительно главная его заслуга — воссоздана государственность Крыма.
— Когда, по-вашему, лучше провести выборы в местные Советы?
— С моей аргументацией согласились и Л. Кравчук, и И. Плющ — нельзя беспрерывно держать людей в состоянии политической напряженности, проводить выборы летом, особенно в Крыму, в курортный сезон К тому же надо подумать об урожае — а нынешний год ожидается тяжелым.
Мы имеем право самостоятельно определять дату выборов. Но вначале нам надо принять закон, который бы разграничил исполнительные и представительные функции — сегодня они совмещаются в одном человеке. И только потом проводить выборы — а сделать это можно было бы до конца этого года.
— Ваше отношение к постановлению ВС Украины о приведении крымского законодательства в соответствие с украинским?
— Отрицательное: эти вопросы так спонтанно не принимаются. Если Крым нарушал законы, почему Украина только сейчас об этом сказала? И — приводить в соответствие с чем? Будет новая Конституция Украины, тогда и будем все делать в соответствии с ней И, наконец, это сделать в течение месяца просто невозможно.
— До каких вопросов у ВС руки так и не дошли?
— Не сделали многое, но тут вопрос не столько что не сделали, сколько почему: нам достаточно много мешали и внутренние, и внешние обстоятельства. Самая главная наша беда в том, что нам не удалось как следует закрутить режим открытой экономики.
Были заданы и другие вопросы.
Н. ГАВРИЛЕВА