Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

ДОБРА И СЧАСТЬЯ ВСЕМ КРЫМЧАНАМ…

(Газета «Крымские известия» от 29 декабря 1992 года)

Уходит год... Был он для нас всех нелегким. В последние дни 1992 года мм попросили Николая Васильевича БАГРОВА, Председателя Верховного Совета Крыма, поделиться своими мыслями, каким лично он видит прожитое нами время. 

— Год был действительно трудным. Впрочем, в народе говорят, что високосный год всегда трудный. Для нас, крымчан, он был особенно нелегким, годом становления молодой Республики Крым. 

После того, как было принято решение о воссоздании республики, первое, что нужно было сделать, — это создать ее Конституцию. И это удалось, несмотря на сложнейшую, постоянно меняющуюся обстановку в мире, когда многие принципы и устои были разрушены, когда многое нам всем пришлось болезненно переосмысливать, вступая в какой то новый этап развития. Трудность была в том, что у нас, к сожалению, не было достаточного количества правоведов. 

Нам неоткуда было почерпнуть какой-то опыт: то, что создавалось в бывших советских республиках, нам просто не подходило, а времени на долгие поиски не было. Кстати, я не идеализирую нашу Конституцию, считаю ее документом переходного периода. Но, тем не менее, многие ее положения получили высокую оценку у специалистов международного права. Поэтому я считаю, что свою первую и главную задачу мы успешно выполнили. 

Вторая задача, которая стояла перед нами в уходящем году, — это добиться правовом путем разграничения полномочий между Республикой Крым и Украиной. Вы помните, как это все было непросто, но мы решили и эту задачу, хотя и там есть моменты, над которыми надо еще поработать. 

Таким образом, если говорить в политическом, законотворческом плане, то нам все-таки удалось решить важные вопросы. 

— А 1 января 1992 года рассчитывали ли вы на успех в решении этих задач? 

— Я понимал, насколько трудны эти задачи, и мне, конечно, хотелось их решить. Но и тогда я понимал, насколько это трудно. И то, что все-таки удалось добиться поставленной цели, — этому можно порадоваться. 

— Под Новый год вспоминают не только хорошее, но и плохое. От какого события, может, от человека, осталась досада, обида? Что причинило боль? 

— Вы все были свидетелями трансляции по телевидению сессии ВС Украины, когда шло обсуждение Закона о разграничении полномочий,  когда я подвергался просто уничтожающей критике многих украинских депутатов, не понимающих обстановки в Крыму. Трагедия моя была в том, что я, к сожалению, не имел возможности ответить на нее, хотя у меня было что сказать. 

Это была не личная обида, нанесенная мне: я отлично понимал, как остро это будет воспринято в Крыму. И, действительно, эта сессия многим крымчанам запомнилась. 

Наверное, это надо пройти, чтоб выплеснулись лишние эмоции, чтоб люди разобрались, начал работать здравый смысл. И то, что потом снова сели за стол переговоров и вышли на документ, который был поддержан Верховным Советом, говорит о многом. 

— Как вы  определите Крым на рубеже двух лет на политической карте СНГ, мира? 

— Это очень любопытный вопрос. Я рад, что Крым — это тот островок, который избежал кровавых потрясений, причем, многие ждали, что он взорвется первым. Кстати, поводов для этого даже в уходящем году было достаточно. Мы сумели сохранить мир. Центральная пресса даже призвала брать наш опыт на вооружение. 

Нас радует и то, что к нам поехали люди из разных стран мира, бизнесмены, готовые вкладывать деньги в регион с относительной политической стабильностью. 

Но сегодня я не могу не сказать о том, что мы сможем быстрее встать на ноги, если нам удастся сохранить единое экономическое и культурное пространство бывшего Союза, если мы не поставим дополнительных барьеров, таможен и многого другого, что сможет разрушить наши кровные связи, родственные узы, да и просто наши представления друг о друге. 

— Можно ли сказать, что первым шагом к инициированию сохранения этого пространства стало Обращение, принятое на Х сессии? 

— Во всяком случае – мы четко высказали свое желание, свою позицию. Единое экономическое и культурное пространство — это тот базис, на котором в исторической перспективе возможно снова какое-то объединение бывших республик.  Зачем же терять эту надежду? Именно потому нам бы хотелось быть услышанными парламентами стран Содружества и их руководителями. Впрочем, сегодня что-то прогнозировать  очень  сложно, жизнь покажет, как все будет. 

— Я понимаю, что трудно составить план на большой период времени. Да и чаще всего человек держит этот план в тайне. Но все же хотелось бы узнать ваши мысли по поводу дальнейшей политической жизни полуострова. 

— В наше время, действительно очень трудно составлять планы на будущее. Связано это с динамикой нашей жизни, с тем, что мы находимся на каком то переломном этапе. Понятно, что многое здесь рушится, многое создается, во многом приходится идти на ощупь, поскольку опыт других стран в чистом виде у нас применить невозможно. 

Например, я считаю, что нам никак нельзя идти по пути шоковой терапии, что мы пытаемся сделать. Если и брать чужой опыт, то только у тех, кто вступал в рыночную экономику с очень существенными элементами государственного регулирования, но даже его надо брать с учетом наших условий. 

В целом, я думаю, что наш Крым ждут очень тяжелые времена еще 1,5—2 года. Прекрасно понимаю, какую реакцию могут вызвать мои слова сегодня, когда уровень жизни упал до критической отметки, но кривить душой не могу. Когда я обращался к крымчанам в канун 1992 года, то говорил надо выжить, подразумевая — нельзя допустить войны. Теперь нам предстоит столкнуться дополнительно с непростой ситуацией в экономике. Меня особенно страшит возможное повышение цен. 

— Да, невесело. Но во многом ситуация зависит и от законодателей. Однако существует мнение, что сессия работает «с колес», вынося на обсуждение какие-то второстепенные вопросы. 

— Знаете, даже в постановке вашего вопроса чувствуется определенное отношение к структурам власти — и «законодательно», Н. к исполнительной. Так ли это? 

Возьмите вы другие парламенты — российский, украинский — они работают, по сути, на профессиональной основе. Однако, даже те законы, что принимаются, часто не действуют в реальной жизни. Да, мы задержались с принятием экономических законов, но нам подавала, что сделать политическая обстановка. Наверное, это объективная реальность, с которой приходится считаться. Хотя, конечно, мы и излишне увлекались политикой. 

Но вы знаете, что на Х сессии акценты были смещены в сторону экономики. В том, что некоторые важнейшие законы возвращены на доработку, я не вижу никакой трагедии. 

Мне бы очень хотелось, чтобы мы на первой же сессии в новом году рассмотрели годовой бюджет. Так, как мы жили в  прошлом  — без бюджета, — нельзя. 

Кстати. Украина, входя в рыночные отношения, вынуждена будет применять, вводить что-то новое. Крым вполне мог бы стать полигоном для этого нового. Я уже внес свои предложения Президенту, он пока раздумывает. 

Например, очень интересна в этом плане идея создания зоны  с льготным налогообложением или вообще без него. Почему бы это не испробовать на некоторых городах Крыма? Думаю, от этого выиграли бы и Крым, и Украина. 

— А какие экономические законы надо было бы принять в первую очередь? 

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо, по моему мнению, иметь концепцию экономического развития Крыма. На сессии мы приняли решение, чтобы Совет министров в течение I квартала ее подготовил. Оттолкнувшись от нее, мы сможем увидеть и ближайшие задачи. А пока надо вырисовать хотя бы контуры будущего, а затем на основе этой стратегии решать тактические задачи. 

Например, возьмем идею свободной экономической зоны (СЭЗ). Когда я высказывал идею, что она может быть общекрымской, такая постановка вопроса подвергалась критике. Теперь мои оппоненты стали ее ярыми сторонниками и принялись разрабатывать положение о СЭЗ Крыма. Некоторые же специалисты говорят, что лучше начинать с создания локальных СЭЗ. 

Вот почему нам надо определиться в главном концепции экономики Крыма. 

— Учитывая столь серьезную работу в будущем, какую и от кого вы бы хотели получить помощь? 

— Верховный Совет Крыма готов принимать помощь от любых, политических и экономических структур. К слову сказать, в последнее время стало значительно меньше критики ради критики. Есть уже конкретные предложения о разработке определенных законов. 

Большой помощью являются и программы различных партий, хотя при сравнительном анализе они во многом схожи, но дают представление о настроении отдельных слоев  населения. Считаю, что в этом случае могла бы быть активнее и наша наука, университет, другие вузы. 

— А если помечтать — каким вы видите Крым в будущем? 

— Да, без мечты все же нельзя. Хотя ученые поговаривают, что тяжелый период продлится до 1994 года — мы, кажется, находимся в полосе особой активности Солнца. Но когда-то же эти трудности должны закончится! 

Я абсолютно убежден, что у Крыма большое и очень интересное будущее. 

— Наверное, без пожеланий к 1 января нового года не обойтись... 

— Пожелания — особый жанр, где принято говорить только приятное и хорошее. Мне бы не хотелось отступать от этой традиции, и надо бы пожелать всем крымчанам добра, счастья и большого здоровья. Но вы понимаете, что я бы погрешил против истины, поставив на этом точку. Желая добра и счастья, я, конечно, прекрасно понимаю, что сегодня в Крыму это достаточно условно в нашей ситуации. 

Поэтому я хотел бы обратиться к землякам с призывом: надо вытерпеть. И надо всем объединиться, чтобы сохранить спокойствие на полуострове. Сумеем его сохранить — сумеем выжить. Мир и спокойствие — это главное. 

И потом — труд. Никто, никакой дядюшка нам не поможет, никакой гуманитарной помощи не хватит. Надо любыми способами остановить спад производства. 

И все-таки — с Новым годом добра и счастья всем крымчанам... 

Н. ГАВРИЛЕВА 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla