(Газета «Крымские известия» от 15 ноября 1991 года)
Немногим больше месяца остается до того дня, когда народные депутаты Крыма на очередной сессии будут обсуждать проект Конституции Республики. О том, как проходит окончательная «доводка» проекта Основного Закона, мы попросили рассказать Председателя Верховного Совета республики, председателя комиссии ВС КАССР по разработке Конституции Республики Н. В. БАГРОВА.
— Николай Васильевич, сегодня нет недостатка в оценке деятельности нашего Верховного Совета. Одни поддерживают его, другие высказывают неудовлетворенность его работой. Но один вопрос присутствует практически всегда: не запаздывает ли Верховный Совет в работа над Конституцией Республики? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?
— Если оценивать этот вопрос с позиции сегодняшнего дня, то с этим трудно не согласиться. И не менее хочу сказать, работа над проектом Конституции постоянно находится в центре внимания Верховного Совета. Создана и работает комиссия по разработке Конституции. Уже имеется утвержденная Верховным Советом концепция Конституции, которая обозначила важнейшие подходы в конституционном строительстве. Крыма. С учетом этого принят ряд конституционных законов, призванных в будущем составить правовую базу республики и, по сути, вписывающихся в будущую Конституцию. На последней сессии Верховного Совета рассмотрен ход работы над Конституцией и определена дата рассмотрения ее на сессии в первом чтении. Это предполагается сделать 18 декабря т.г.
Безусловно, всем хотелось бы иметь Конституцию как можно раньше. Но нужно учитывать объективные и субъективные трудности в работе.
Они же заключаются в том, что Верховному Совету приходится все создавать, по существу, с нулевого цикла. При этом, не имея достаточных научных сил правоведов и государственников, собственных научных учреждений, которые бы взяли на себя функцию по разработке данного документа. Что же касается нынешнего депутатского корпуса, то он вряд ли до конца осознавал тот факт, что одной из его функций станет задача создания будущей Конституции. Это я хотел бы подчеркнуть особо, чтобы каждый по-человечески смог понять всех нас, оказавшихся в таком положении. Ведь все мы делаем буквально первые шаги на столь непростом пути законотворчества. В связи с этим я хотел бы тех, кто сегодня критикует наш Верховный Совет, спросить, а какая из республик сегодня приняла свою Конституцию? Увы, ни одна.
Не учитывать этого немаловажного обстоятельства просто нельзя, ведь наша Конституция должна отражать происходящие изменения в обществе, а решении вопросов государственного строительства.
— В чем это, на Ваш взгляд, должно проявляться?
— Это, в частности, отчетливо просматривается а развитии наших взглядов на будущее государственное устройство Крыма: Если в ранее опубликованной концепции Конституции в разделе о государственном устройстве мы исходили из понимания сложившейся формы правления и устройства органов государственной власти, т. е. из того, что мы имеем в настоящее время, то на последнем заседании комиссии по разработке Конституции, по сути, было одобрено предложение о своеобразной президентской форме правления в нашей республике. Вполне законно возникает вопрос: «Что означает эта форма применительно к статусу автономного государства, находящегося в составе другого?»
Посмотрим, как будет воспринята эта идея, но вариант Конституционной комиссии заключается в необходимости учреждения поста Председателя Республики, на которого Конституцией будет возложено осуществление функций главы автономного государства и главы исполнительной власти. Детально полномочия Председателя требуют еще соответствующей проработки. Поиски, очевидно, надо направить по пути гармоничного соединения поста Председателя Республики со всеми другими ветвями государственной власти — законодательной и судебной.
— Произошли ли еще какие-либо изменения в подходах к разработке Конституции по сравнению с ранее утвержденной концепцией?
— Да. Это касается, в частности, названия нашей республики. Как все помнят, Верховный Совет принял решение о вынесении этого вопроса на референдум, на котором граждане должны были сами решить, какое из названий—в Республика Крым или Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика — они утвердят своим голосованием. Провести такой референдум планировалось 1-го декабря 1991 года, совместив его с выборами Президента Украины и всеукраинским референдумом.
Однако а силу изменившихся обстоятельств это решение было пересмотрено на последней сессии и признано целесообразным в разработке нашей Конституции использовать наименование «Республика Крым». Окончательное решение по этому поводу будет принято при обсуждении проекта Конституции.
— Как продвигается работа над другими разделами и главами Конституции?
— Что касается других разделов и глав проекта, то работа над ними идет неравномерно. Если, скажем, раздел «Основы конституционного строя» проработан относительно хорошо, систематизирован в главах и статьях, основан на солидной законодательной базе и мировом опыте, то во многом проблематичной является работа над главой «Республика Крым и Союз суверенных государств». Решение этой задачи в стране сопряжено, как вы знаете, с рядом объективных и субъективных трудностей. Рабочая группа комиссии по разработке Конституции следит за ходом событий, связанных с решением вопросов о подготовке и подписании Договора о Союзе суверенных государств. Нам также предстоит определиться и в том, какой будет государственная символика нашей Республики. Пока комиссия имеет очень мало материала, чтобы высказать по этому важному вопросу какие-то определенные и обоснованные предложения. Именно этим было продиктовано решение, принятое на заседании Президиума, об объявлении конкурса на лучший проект Государственного флага, герба и гимна Республики.
Немалые сложности имеются в работе над главой «Государственная власть и местное самоуправление». Сегодня много говорится о реформе этих институтов в республиках, в том числе и на Украине. Прежде всего, речь идет о поиске оптимальной модели эффективной государственной власти и самоуправления на местах. Какого-то большого отечественного опыта, практики в данном направлении мы, к большому сожалению, не имеем. Есть некоторый наработанный опыт в Москве, Санкт-Петербурге, других городах и районах страны и республик. Этого, однако, очень мало.
Есть и ряд других проблем. Подводя итог, можно сказать, что мы стремимся как можно быстрее завершить начатую работу. Задача у нас одна — проект Конституции должен быть завершен к 13 декабря, его надо обсудить на сессии, а затем опубликовать в печати,
— Спасибо за интервью. Это Ваше первое выступление в нашей газете и, мы надеемся, оно положит начало традиции регулярных встреч с Вами.
— Не возражаю. В порядке напутствия хочу сказать следующее. Становление газеты «Крымские известия» проходит а очень сложный период, когда каждому новому изданию приходится буквально завоевывать себе читателей, отнюдь не испытывающих информационного голода. Поэтому, мне кажется, сегодня человеку нужна не просто газета, а своя газета, которой бы он доверял, которая устраивала бы его и содержанием, и формой подачи материала. Вот я и желаю вам найти своего читателя!