Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

ГОД ПРОЖИТ. ЧТО В ИТОГЕ?

(Газета «Крымская правда» от 21 октября 1991 года)

Всего-навсего десять дней осталось вам прожить в нынешнем году. А поток событий, похоже, все никак не ослабевает. Где мы? Что с нами? Что ждет нас завтра? Эти жгучие вопросы волнуют всех крымчан. 

Свои представления об этом мы попросили высказать Председателя Верховного Совета республики Н. В. БАГРОВА

Беседа с ним началась с традиционного в предновогодние дни вопроса: что принес уходящий год? 

— У каждого года свои отличительные особенности. Нынешний мы, наверное, еще долго будем вспоминать, и, конечно, каждый по-своему оценит то, что произошла в течение его. Я сказал бы, что событий, свершившихся в 1991 году, хватило бы в иные времена на десятки лет. Но дело даже не в их количестве. Существеннее то, что все они затрагивают основы нашей жизни, всех их аспектов — политических, экономических, социальных. 

И, к сожалению, по всем этим направлениям преобладают устойчивые разрушительные тенденции. Что и привело, как это ни горько сознавать, к развалу Союза, который де-юре еще вроде есть, а де-факто уже не существует. 

Говоря об этом, я высказываю собственную точку зрения, ибо не отношу себя к сторонникам тех, кто считает, что крушение империи тоталитаризма несет нам одни лишь блага. Да, наверное, такие республики, как Россия, Украина, пройдя через все испытания и тернии рыночной экономики, смогут стать на ноги. А вот что будет с другими, гадать трудно. Не знаю, как кого, а меня насторожили и очень обеспокоили последние публикации в «Комсомольской правде» об Армении, в которых довольно ярко нарисована картина того, чем обернулась для этой республики ее независимость. В этом плане попытка сохранить Союз в виде Содружества, думается, все-таки оставляет нам хоть какие-то шансы. Очень хотелось бы, чтобы они не были упущены. 

— Будущее Крыма под этим углом зрения тоже представляется весьма туманным. Не так ли? 

— Я считаю, что будущее Крыма в значительной степени зависит от того, какое будущее уготовано для всех нас, всех без исключения, а не только крымчан. Всех нас, кто долгие годы жил и ощущал себя частью Союза. Думаю, что всех нас ждут очень трудные времена. 

Наша экономика держится сейчас на последнем пределе. А если учесть, что ей предстоит выдержать еще одно испытание — свободные цены, то сомнительно, что она его выдержит. Кроме того, эти свободные цены очень больно ударят по каждому из нас, по каждой семье. 

Из-за нарушений хозяйственных связей в ближайшее время можно ожидать остановки многих предприятий, которые уже и сейчас работают с перебоями из-за недостатка энергии и топлива. Выступая на днях на сессии Верховного Совета Украины, министр энергетики привёл устрашающие цифры. Он сказал, что если мы начнем использовать резервные запасы топлива, то их хватит всего на полтора месяца. Министр попросил разрешения использовать валюту на закупку угля за рубежом. Ставился также вопрос о повышении платы за электроэнергию, в том числе и в сельской местности, повышения ее хотя бы до уровня себестоимости. 

— Словом, времена грядут трудные, и мы это скоро почувствуем? 

— Да, нам предстоит прожить очень трудные, два — три месяца. Определенные надежды правительство Украины возлагает на купоны многоразового пользования. Это, по сути дела, те же деньги. Они, насколько мне известно, печатаются в Испании, Франции и Великобритании и должны поступить в оборот в ближайшее время. Но введем мы их не сразу, возможно, лишь с середины января. А цены будут отпущены с первых дней нового года. 

— Но и это еще не все. Хаос в экономике только усугубляет политическая нестабильность. 

— Политическая обстановка действительно крайне противоречива, изменчива, и трудно предсказуема. Недавно три славянских государства заключили договор о содружестве. Как к нему отнестись? Мнения высказываются самые разные. Одни считают, что подписанные документы следует рассматривать лишь как попытку дать политическую оценку ситуации. Другие полагают, что несколько республик не имеют права в одиночку решать вопросы, касающиеся всех республик. Можно действительно по-разному относиться к самому акту подписания Соглашения, но надо признать, что он все-таки вселяет определенные надежды. Да, союз заключен между тремя славянскими государствами, что уже само по себе немаловажно, но к нему могут присоединиться все другие республики. И на встрече в Ашхабаде Казахстан и среднеазиатские государства высказались по этому пункту положительно. Хотя и, заметим в скобках, расценили переговоры в Минске как проявление инициативы. Очень многое будет зависеть от того, какой разговор состоится в Алма-Ате. 

Повод для раздумий на эту тему дает тот факт, что украинский, парламент, ратифицируя Договор о содружестве независимых государств, принял документ, который называется «Предостережение Верховного Совета Украины». 

— То есть договор принят с оговорками, на определённых условиях? 

— Именно так. Сделано это в соответствии с существующей юридической практикой. Подобные правовые акты разрешено принимать согласно Венской конвенции 1968 года. 

Однако для нас небезразличны некоторые моменты. В принятых Верховным Советом Украины «Предостережениях» сделаны существенные поправки к Соглашению о создании содружества независимых государств. Так, в статье 5 Соглашений идет речь о территориальной целостности и неприкосновенности границ в рамках Содружества. В документе же, принятом ВС Украины, уже говорится о государственных границах, что далеко не одно и то же. 

Обращает на себя внимание в то, что в «Предостережении» также поставлен вопрос о необходимости выработки правового механизма для беспрепятственных контактов граждан и обмена информацией. Возникает вопрос: каким он будет? Думаю, что на встрече в Алма-Ате будут обсуждаться в другие вопросы. Вряд ли разговор будет простой, Очень хотелось бы однако, чтобы при этом не пострадало главное — идея пусть не единства, но хотя бы общности, заложенная в создании Содружества. 

Нынешняя нестабильная политическая обстановка, безусловно, сказывается на настроении людей, многие из которых теряют веру в завтрашний день. Политическая нестабильность сказывается на экономических отношениях как внутри бывшего союза, так и на международной арене. Только по этой причине многие страны не спешат вкладывать свои капиталы в нашу экономику. 

- Николай Васильевич, в тех оговорках, с которыми ратифицирован - Договор о содружестве. В украинском парламенте, сказано, что границы между бывшими союзными республиками превращаются в государственные, то, следовательно, и отношения между ними будут строиться соответствующим образом. Непонятно тогда, почему Верховный Совет Украины, зная, что для финансирования программы возвращения крымских татар на 1992 год понадобится около миллиарда рублей, выделяет из казны лишь 55 миллионов, пологая, что остальные деньги дадут другие бывшие республики? Насколько это реально? Тем более, что при заключении двустороннего договора между Украиной и Узбекистаном этот пункт не был даже заключен. Как бы не случилось так, что с этой острой проблемой мы окажемся один на один... 

— Я жду, что Верховный Совет Украины до конца года решит две проблемы, которые будут иметь для нас большое значение. Прежде всего, как Мне известно, должно быть внесено предложение, наделить дополнительными законодательными полномочиями Президента Украины. Разумное, на мой взгляд, предложение. Жизнь ведь сплошь и рядом вносит разного рода коррективы, и на каждый из них не напасешься законов, а Президент мог бы оперативно издавать на этот счет необходимые Указы. У нас с Леонидом Макаровичем состоялся разговор в том, что, в случае предоставления ему таких прав, он сможет своим декретом разграничить полномочия между исполнительными властями Украины и Крыма. Это первое. 

Что касается непосредственно проблемы реализации программы возвращения крымских татар, то тут ситуация весьма сложная. Общесоюзной программой в свое время на будущий год предусматривалась выделение на эти цели не менее 650 миллионов рублей. Теперь все изменилось, и сейчас я считаю, решением проблемы должна заняться Украина. 

Однако первоначально Кабинет министров хотел выделить только 15 миллионов рублей. Затем Л. М. Кравчук после нашего с ним разговора дал указание пересмотреть эту сумму. Теперь называют 55 миллионов. Но что это, за деньги при нынешних ценах? Естественно, нас эта сумма никак не может удовлетворять. Никак не можем мы согласиться и с тем, что Кабинет министров рассчитывает выполнять программу за счет других республик. У них ведь трудностей сейчас не меньше. Так и в Узбекистане. И хотя после обмена ратификационными грамотами между двумя нашими государствами в соответствии с договоренностью должны состояться переговоры двух правительств, в том числе и по нашему вопросу, я сомневаюсь, что после них в Крым будут немедленно перечислены сотни миллионов рублей. Одним словом, нам этим вопросом еще предстоит очень серьезно заниматься. Проблема требует своего решения, а значит, она должна быть подкреплена материально даже с учетом всех имеющихся трудностей. 

— В таком случае нам нечего рассчитывать и на то, что будет выполняться постановление ВС Крыма о распространении льгот, предусмотренных для крымских татар, на представителей других депортированных народов. Где для этого взять деньги? 

— Мы ищем другие варианты решения этой проблемы. Например, правительство Германии готово финансировать программу возвращения в Крым немцев и обустройства их. Вполне возможно, что в Крыму появится германское консульство или какое-нибудь другое представительство этой страны. Это наиболее реальный путь к цели, ибо, откровенно говоря, других источников финансирования этой программы просто пока нет. 

— И все-таки, Николай Васильевич, не будем все изображать в мрачном виде. Есть и то, о чем можно говорить в мажорном тоне. Например, готов проект Конституция нашей республики, которого мы долго ждали. Как вы его оцениваете? 

— Думаю, что сам факт обсуждения на предстоящей сессии Верховного Совета Крыма проекта Конституции станет значительным событием для крымчан. Документ этот - продукт коллективного творчества. И если мы его основательно обсудим на сессии, то, я считаю, наш Верховный Совет достойно завершит свою работу в уходящем году. 

— И последний вопрос. Как вы считаете, надо ли утверждать Конституцию Крыма на референдуме или нет? 

— Не хотел бы навязывать свою точку зрения. Тем более, что на этот предмет нет еще хоть какого-либо оформившегося Мнения. Считаю лишь, что, конечно же, принимать нашу Конституцию должен Верховный Совет Крыма. Вместе с тем мировой опыт подсказывает, что основные положения таких важнейших документов утверждаются путем референдумов. Но, признаться, в последнее время люди от них подустали. Так что надо все взвесить и принимать решение с учетом тех мнений, которые будут преобладать на сессии, и предложений, которые поступят от избирателей. 

Вела беседу Т. РЯБЧИКОВА 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla